230 км в длину и 105 в ширину – это Кипр. Если учесть, что 37 % территории Кипра оккупировано турками, то весь православный Кипр по нашим российским меркам невелик, так казалось, пока не познакомились с ним поближе. Через несколько дней стало понятно – он огромен, святых мест столько, что посетить их возможно разве что за несколько месяцев.

Апостолы Павел, Варнава, Филипп, Марк, Андрей, святые Лазарь Четверодневный, Спиридон Тримифунтский, Иоанн Милостивый, равноапостольная Елена, Фекла, Киприан и Иустина, иконы, написанные апостолом Лукой, десятки древнейших монастырей и сотни не менее древних храмов, в которых сохранились иконы и фрески первых веков христианства – имена и святыни поражают, но не менее поражает то, что мы действительно в православном государстве. Едешь по острову – деревушки Agios Ambposios (святой Амвросий), Agios Georgios (святой Георгий), Agia Varvara (святая Варвара), а в самих деревушках улицы – все имена святых — agios.

Начали в таверне перед обедом читать «Отче наш», все посетители – киприоты встали и стояли, склонив головы, пока молитва не закончилась. С радостью подходят к священнику, берут благословение. А когда в таверне кто-то из наших в пятницу робко заикнулся о рыбе, хозяин удивленно вскинул брови: «Как рыба? Ведь сегодня параскеви – пятница».

Они – православные, но что более всего удивляет: как они смогли остаться православными, сохранить веру, ведь Кипр веками был то под Египтом, то под Римом, то под Оттоманской империей, то под Британией?

На высоте около 2 тыс. метров над уровнем моря – Царский Ставропигиальный Свято-Кикский монастырь. Царский, потому что основан императором Константинополя, ставропигиальный, потому что в основе его при закладке был положен крест – «ставрос» по-гречески крест. Это дает право монастырю быть независимым и подчиняться только архиепископу Кипрскому Хризостомосу.


Сюда в горы Троодоса и на побережье — в Ларнаку, в храм к Лазарю Четверодневному стремятся все российские паломники, большинство из которых не знает о других великих святынях Кипра.

Дорога в Троодосе – горный серпантин. Здесь намного прохладнее – всего +28, в то время, как на побережье, а особенно в столице – Никосии около 40. Горные склоны, поросшие соснами, платаном, кедрами (которые значительно крупнее ливанских), наверху у самого Олимпа (есть здесь свой Олимп) – территория черной и каменной сосны – сказочных «конструкций» без верхушек с «ломанными» стволами и совершенно плоскими лапами.

Нам повезло — в обычно многолюдном Кикосе кроме нашей маленькой группы (архимандрита Амвросия, протоиерея Виктора, монахини Иоанны, монахини Кириены и нашего добровольного гида и благотворителя Фотинии) никого не было. Мы торопились в храм к Кикской иконе Божией Матери, почти не замечая фресок и мозаик монастыря, его галерей и переходов. И в самом храме было не до благолепия, великолепной резьбы с позолотой, старинных лампад, паникадил и икон (это мы рассмотрели потом). В иконостасе привлекала одна икона – прикрытая пологом «Кикская. Милостивая». Казалось бы, что можно увидеть, духовно почувствовать у иконы, которую не видишь? Но Она сама все решила – «обрушилась» водопадом благодати, под тяжестью которого устоять не было сил.

Здесь надо просто остановиться и ничего больше не писать, потому что рассказать об этом невозможно……

Потом подошла женщина – киприотка, она тихо плакала, молча глядя на икону. Подошли и мы, снова приложились. Икона не отпускала. Стоять можно было часами. Пришлось взять себя в руки и приказать самим себе выйти из храма.

Рядом – музей монастыря, недавно созданный трудами пожизненно избранного игумена Кикского монастыря – Никифороса. С нас, как с монашествующих, плату за вход не взяли. Перед входом в музей в мозаичном полу – пчела – символ Кикского монастыря, благодаря ей икона находится теперь в монастыре.

В конце IX века на горе Киккос в пещере подвизался монах-отшельник. Как-то в горах охотился правитель Кипра, который посчитал, что монах не оказал ему должных почестей при встрече и решил наказать старца — избить. Вскоре правитель заболел и понял, что болезнь послана ему за дерзкое обращение с отшельником. Он решил примириться с монахом. Отшельнику же было Божие откровение – просить у правителя привезти из Константинополя икону Божией Матери, которую написал апостол Лука. Это одна из трех икон, написанных апостолом Лукой при жизни Матери Божией через 7 лет после Вознесения Господня. Икона эта хранилась во дворце императора. Просьба отшельника смутила правителя. Но вскоре оказалось, что дочь императора Алексия I Комнина и сам он больны той же болезнью, что и правитель. Правителю удалось уговорить императора. Но Алексий Комнин не хотел расставаться с иконой, потому заказал ее копию и предложил из двух икон выбрать одну. Пчела, сев на подлинник, указала истинную икону. Императору пришлось смириться, он отдал икону с условием, чтобы больше ее никто не видел. Так икона оказалась в Кикском монастыре, который Алексий Комнин построил специально для нее. С тех пор икона прикрыта. История знает несколько случаев, когда дерзнувшие открыть икону получали вразумление –теряли зрение или у них отнималась рука. Как напоминание об этом рядом с иконой – скульптурная черная рука.

По музею нас водил Артем – келейник о. Анатолия Берестова — он уже несколько месяцев нес послушание в Кикосе, был рад помочь соотечественникам, за что мы ему очень благодарны.

Сокровища музея – это особый разговор, даже ради них стоит приехать в Кикос. И дело не только в керамике раннего Медного века (ее можно увидеть и в крупном светском музее), но в церковной утвари, иконах и фресках 12-15 вв. Многие из них достойны отдельных храмов. Здесь же в музее богато украшенные пояса. Вероятно они освящены на иконе Матери Божией и теперь их с молитвой одевают женщинам, страдающим безчадием. Такой пояс мы потом видели и в другом монастыре – Троодитиссы.

В иконной лавке – тоже свои: дядя Ваня, как его звал Артем, Иван выходец с Украины. На Кипре выяснений отношений: «москали» — «хохлы» нет, здесь все, слава Богу, родные.

Мы вернулись в храм. Артем по-свойски (конечно, с разрешения монахов) притащил лестницу, дотянулся до лампады, горящей над «Милостивой» и набрал нам довольно святого масла. По приезде о.Амвросий помазал всех сестер этой благодатной святыней…

Основателями Кипрской Автокефальной Церкви по праву считаются апостолы Павел и Варнава: «..Иосия, прозванный от апостолов Варнавою, что значит сын утешения, левит, родом Киприянин, у которого была своя земля, продав ее, принес деньги и положил к ногам Апостолов» (Деян.4, 37). «Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их». (Деян.13, 2). «Сии, быв посланы Духом Святым, пришли в Селевкию, а оттуда отплыли в Кипр; и, быв в Саламине, проповедывали слово Божие в синагогах иудейских». (Деян.13, 4), — повествует о них Священное Писание.

Апостолы Варнава и Савл, придя на Кипр в 45 году, прошли со словом Божиим через весь остров: с востока, Саламина – родины Варнавы, до запада, Пафоса – резиденции римского проконсула Сергия Павла, где произошло обращение проконсула в христианство. С этих пор Савл стал называться Павлом.

Второй раз апостол Варнава прибыл на Кипр вместе со своим племянником апостолом Марком (Иоанном) в 50 году, где проповедывал до своей мученической кончины в 57 году. Погребение совершил апостол Марк, который положил на грудь мученика рукописное евангелие от Матфея.

На месте погребения близ Саламина был основан монастырь ап.Варнавы. С 1974 года он находится на территории, оккупированной турками. За 30 лет монастырь пришел в запустение, многие святыни пропали. Там же на оккупированной территории на мысе Апостола Андрея близ д.Ризокарпасо — монастырь ап.Андрея, где в 34 г. апостол извел из земли источник, а у д.Треметусия — монастырь св.Спиридона Тримифунтского.

Паломникам, приехавшим на Кипр, один раз разрешается посетить турецкий север. Особых документов для этого не требуется. Единственное условие – вернуться в тот же день до 18.00. И помнить – говорят там только по-турецки, английского языка не знают, а кипрские населенные пункты переименованы на турецкий лад.

Апостолы Павел, Варнава и Марк по дороге в Пафос встретили сына языческого жреца Ириклидиса, которого крестили в Тамассосе (Политико). Во время второго посещение Кипра апостолами Ириклидис был хиротонисан ими во епископа Тамасского. Святитель пострадал от рук язычников на площади Тамассоса, его пытали, прежде чем усечь мечом.

На месте крещения и подвигов святителя в 100 году был основан монастырь святого Ириклидиса, который сначала был мужским, а с ХII века – стал женским. На протяжении веков монастырь подвергался разорениям. Под церковью ХVII века сохранилась пещера, в которой подвизался святой, южный придел базилики V века, келья, гробницы свт.Ираклидиса и его преемника святого Мнасона – апостола от 70-ти. В храме — глава св.Ириклидиса, иконостас и фрески ХVII века, фрагмент древнего мозаичного пола.

Сегодня – это один из самых крупных женских монастырей Кипра, в нем подвизается около 50 сестер. Устав монастыря строгий, сестры встают на молитву в 3 часа ночи, но серьезная молитвенная жизнь не мешает им содержать обитель и обширный сад в образцовом состоянии.

Апостолы Павел и Варнава поставили во епископа и Лазаря Четверодневного. Спасаясь от преследователей, Лазарь после воскрешения, вынужден был уехать на Кипр. Здесь он прожил 30 лет, 18 из которых был епископом Китиона. На могиле святого в VI веке был построен храм, носящий его имя.

Гробница Лазаря находится в центре древнего Китиона – родины философа-стоика 4-3 вв. до н.э. Зенона. Теперь этот город называется Ларнака — «ларнакс» по-гречески «саркофаг, гробница».

В храме, справа под алтарем – небольшая пещера, в ней 2 каменных саркофага, в одном из которых находились св.мощи Лазаря, которые были вывезены в Константинополь, а потом тайно переправлены крестоносцами в Марсель. Сохранилась часть могильной плиты с надписью: «Лазарь Четверодневный, друг Христов».

Во время нашего посещения в храме совершалось таинство крещения. Для киприотов, как и для греков – это семейный праздник, собирается вся многочисленная родня. Крестили крохотную девочку. Ей приготовили белые воздушные одежды – то ли ангела, то ли маленькой невесты. Малютка принимала крещение рядом с гробницей Лазаря.

Немало святых мест на острове связаны с именем св.равноап.Елены. По преданию, когда св.Елена в 327 году возвращаясь в Константинополь из Палестины, корабль сел на мель около местечка Тохнис. Она везла с собой половину Животворящего Креста Господня, святые гвозди, веревку, которой связывали Спасителя и кресты разбойников. Елена не могла определить на котором из крестов был распят благоразумный разбойник, потому повелела разобрать их и поменять местами перекладины. Так, в каждом из крестов оказалась часть креста благоразумного разбойника.

На Кипре св.Елена основала церковь, 2 монастыря и содействовала основанию еще 2-х обителей.

Самый главный монастырь – Ставровуни – монастырь Святого Креста («ставрос» — крест, «вуно» – гора), он находится в восточной части Троодосского горного массива между Ларнакой и Лимассолом на высоте 688 м над уровнем моря.

Монастырь, в котором около 30 монахов, живет по афонскому уставу, потому для женщин доступ туда закрыт. Пока наши священнослужители посещали монастырь, мы молились в часовне всех святых, в земле Кипрской просиявших, у въезда в монастырь.

Монастырь — крепость, высокие стены, он как будто парит над горой, подобно тому как вознесся над развалинами языческого капища привезенный св. Еленой Животворящий Крест Господень. Святая Елена, видя в этом знак Божий, основала здесь монастырь, в котором оставила один из 2-х крестов с частицей Животворящего Креста Господня и гвоздем.

Русский паломник архимандрит Даниил, посетивший Кипр в 1106 году, рассказывал: »Стоит на воздусе сей Крест, ничем не скреплен с землею, токмо Духом Святым держится.. И ту недостойный аз поклонился святыни той чудесной, и видех очима своима грешными». Сейчас в храме монастыря находится Крест с частицами Животворящего Креста Господня и креста благоразумного разбойника. Остальные святыни не дошли до наших времен.

На Кипре есть еще один монастырь Святого Креста в Омодосе, в центральной части гор Троодоса. Ныне это не монастырь, а церковь, хотя все древние галереи вокруг храма сохранились. В монастыре, тоже основанном св.Еленой, на втором этаже галереи есть келия, где останавливалась святая. В храме в иконостасе — большой Крест, в нем волокна веревок, которыми был связан Христос. У входа в храм — резной шкаф с частицами мощей 26 святых, среди них – глава апостола Филиппа.

С именем св.равноап.Елены связано основание монастырей свт.Николая и св.Феклы.

На острове была многолетняя засуха (по разным источникам от 17 до 37 лет не было дождей). Св. Елена изнемогала от жажды и Господь указал ей источник в Мосфилоти. Здесь был заложен монастырь в честь св.Феклы. Д.Мосфилоти находится недалеко от Ставровуни. Мы попали в монастырь в неприемные часы – с 12 до 15 обычно все монастыри закрыты -, но увидели в воротах щелку и вошли в монастырский дворик. Справа оказалась открытой дверь – сестры сидели в трапезой, как у нас в монастырях трапезничали и читали поучение. Нам кивнули головой – проходите. Мы прошли в храм, в котором хранятся мощи св.Феклы. Когда трапеза закончилась, монахиня Павла, единственная из 10 насельниц знавшая английский, отвела нас под храм, за алтарь и показала святой источник, у которого многие получали исцеления (чаще при кожных заболеваниях). Потом нас любезно приняла матушка игумения, которая возглавляет монастырь с 1991 года. В миру ее имя Елена в честь св. равноап.Елены, а в постриге в честь св. равноап.Константина – Константия. В каждом монастыре есть приемная для гостей, с мягкими уютными сидениями, резными столиками для сладостей. Вас обязательно угостят – сок, кофе, стакан холодной воды. Матушки принесли нам ватрушек с козьим творогом. Увидев, что едим с аппетитом, дали с собой.

На южном побережье Кипра есть мыс Гата – Кошка. На нем – соленое озеро. Эти земли были местами подвигов первых монахов, но из-за многолетней засухи здесь во множестве развелись змеи, монахи были вынуждены отсюда уйти. Св.Елена, узнав об этом, распорядилась привезти из Египта и Малой Азии 1000 котов, которые спасли остров от змей. В 327 году здесь был основан монастырь свт.Николая Мирликийского, в народе – святого Николая кошек. Интересно, что в мартирологе жертв турецкой оккупации 1570 года есть имена не только людей, но и котов Никольского монастыря.

С именем свт.Николая связан еще один особенный монастырь. Он находится недалеко от Омодоса в горах Троодоса. По преданию монастырь основан на руинах храма Геры св.Евтихием и его помощником самим свт.Николаем, было это до 325 года, когда Николай еще не стал епископом. Нам не удалось побывать в нем, мы немного поплутали в горах и довольно долго добирались до другого известного монастыря — Святого Царского Ставропигиального монастыря Пресвятой Богородицы Махера. После Кикского это второй по значимости монастырь.

История его возникновения, как и история другого мужского монастыря — Троодитисса, имеет непосредственное отношение к периоду иконоборчества. Само иконоборчество не коснулось Кипра. По свидетельству церковного историка Евсевия Кесарийского, Кипр был местом ссылки, каторги для христиан, которых отправляли на медные рудники (и название Кипра от cuprus – медь), потому на острове сохранились храмы, фрески и иконы первых веков христианства. Сюда на остров с материка монахи привозили иконы, спасая их от уничтожения.

Так попала на Кипр еще одна чудотворная икона Матери Божией, написанная апостолом Лукой. Она находилась во Влахернском храме в Константинополе над облачением Богородицы, об этом говорит надпись «Агиосоритисса», т.е. «находившаяся над святыней».

По преданию в 1145 г. монахи Неофит и Игнатий, пришедшие из Палестины, скрывались в горах Кипра, в северной его части и видели необъяснимое свечение в горах Махера. Когда они приблизились к месту, обнаружили, что свет идет из пещеры, вход в которую закрывали непроходимые заросли. Чудесным образом рядом оказался нож, по-гречески «махери». Монахи попадают в пещеру и обретают икону Богородицы Молящейся, оставленную неизвестным отшельником. Здесь на горе Аоос горного массива Махера в ХII веке на средства императора Мануила Комнина был построен монастырь.

Это едва ли не самый красивый монастырь Кипра. И окрестности, и само расположение монастыря на склоне отвесной горы вдали от поселений производят неизгладимое впечатление. Но еще большее впечатление, духовное, оставляет сам Образ.

Здесь же в храме монастыря другие святыни – Крест с частицей Животворящего Креста Господня, икона Матери Божией ХVII века «Милующая», частицы мощей свт.Василия Великого, св.Иоанна Милостивого, вмч.Параскевы, св.Варвары и др.святых.

Назад мы ехали уже другой, простой и короткой дорогой, но не жалели о предпринятом долгом путешествии – горы и святыни Махераса того стоят.

Троодитисса — «Живущая в горах Троодоса» — монастырь Матери Божией в 30 км от Кикоса, в 5 от Платреса.

По преданию в VIII веке одному из палестинских монахов, нашедших убежище на Кипре в монастыре святого Николая кошек, во сне явилась Матерь Божия и открыла, что в одной из пещер Троодоса находится Ее святая икона. Монах отправился в горы, нашел в пещере икону, излучающую свет и стал отшельником и хранителем этой иконы. Лампада перед иконой не угасала веками – огонь поддерживали преемники монаха, которые в Х веке основали скит, а потом монастырь.

Сейчас в монастыре 10 монахов. Он совсем небольшой, но очень ухоженный. Внутренний дворик выложен белыми мраморными плитами, повсюду вазоны с цветами. На склоне горы – маленький садик. В этом монастыре, как и в Кикосе хранится украшенный камнями пояс от безчадия.

Недалеко от побережья, между д.Зиги и Лимассолом — женский монастырь св.Георгия Аламанос. На Кипре особо чтят св.Георгия Победоносца. По переписи храмов 60-х годов из 1621 храма 382 – Богородичных, 315 – св.Георгия, 108 – св.Марины, которую здесь чтят, как покровительницу новорожденных.

В отличие от монастыря святого Николая кошек, здесь кошек не принимают, строгая надпись по-английски и гречески гласит: «Кошек на территории монастыря не оставлять».

У входа в монастырь иконная лавка. В местных монастырях в таких лавках продают все: книги, иконы, рукоделья, домашнее варенье, лечебные травы, сироп рожкового дерева (говорят, он помогает от болезней желудка). Монахиня в лавке, держась за голову с трудом смогла поднять на нас глаза. О. Амвросий предложил болящей помощь – поправил шейные позвонки. Когда мы после посещения монастыря, подошли к выходу, там нас уже ждала с богатыми дарами исцелившаяся монахиня: мед, домашние джемы, сиропы были приготовлены в дар батюшке.

На другой день наш путь лежал в сторону Никосии – столицы Кипра. Никосия, как когда-то Берлин, разделена на две части: северную — турецкую и южную — кипрскую. Издалека на склоне горы был виден огромный турецкий флаг и надпись по-английски, обращенная в сторону киприотов: «Я счастлив быть турком». Не заезжая в Никосию мы поехали западнее в д.Менико, в церковь свв. Киприана и Иустины.

В 2005 году мощи святых привозили в Россию, дома нам не удалось приложиться, появилась возможность сделать это на Кипре. В д.Менико большой храм св.Киприана и Иустины оказался закрыт, но как пишут во всех путеводителях: «Спрашивайте ключи в ближайшей кофейной». И действительно, храм открыли сразу. Мы приложились к большой иконе, находящейся справа от иконостаса, но мощей не увидели. Оказалось, из-за ремонта в храме их перенесли в маленькую часовню неподалеку. Спустились несколько метров, у дверей часовни нас уже встречал о.Саввас – смотритель мощей. Он прочитал тропарь и кондак святым, молитву, взял кусочек ваты, крестообразно приложил его к мощам, потом окунул в масло, налитое в лампадку перед мощами и благословил каждому из нашей группы. Все приложились, помолились, тоже пропели тропарь. А потом о.Саввас любезно разрешил сфотографировать – и мощи. и храм, и себя.

Еще один любвеобильный отец Саввас встретился нам на Кипре. Протоиерея Савваса Михаилидиса – настоятеля русской церкви св.Стилиана в Лимассоле на острове знает каждый. Он недавно взял под духовное окормление русско-сербскую православную общину Кипра, но уже успел заслужить всеобщую любовь. Хорошо говорит по-русски, знает и любит русскую литературу.

Святой Стилиан, в честь которого освящена русская церковь, известный в Греции и на Кипре святой V века, покровитель детей. Не случайно на этом приходе много детей и о.Саввас духовно окормляет русские школы Лимассола. Им создана воскресная школа, есть приходская радиостанция, паломническая служба, он поддерживает русских заключенных в Никосии (к сожалению, есть и такие), создал центр реабилитации для жертв сексуальной эксплуатации.

Наших соотечественников на Кипре немало, немало среди них и православных. Стараниями некоторых из них нам удалось принять участие в двух передачах радиостанции «Русская волна» в Лимассоле: православная радиостанция «Радонеж» в гостях у «Русской волны». Архимандрит Амвросий, как обычно в прямом эфире, отвечал на вопросы радиослушателей.

Боголюбивые благотворители, Господь знает их имена, предоставили нам неоценимую возможность прикоснуться к части духовного богатства Кипра. Кипр – место отдыха многих россиян. Здесь действительно теплое море, гостеприимный спокойный народ, плодоносная земля. Но главное – это остров святынь, остров Православия, остров наших братьев, хранивших веру правую с первых веков христианства.

Монахиня Иоанна (Смирнова)

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс
Нравится