С 1 января 2012 года Кабинет Министров предлагает расширить Перечень оффшорных зон, операции с которыми будут подлежать дополнительному налогообложению. Новый перечень оффшоров будет дополнен такими неоффшорными юрисдикциями как: американские штаты Делавер и Вайоминг, европейские страны Мальта, Черногория и азиатские — Макао, Гонконг и ОАЭ. Кипр, как и ранее, не войдет в перечень оффшорных зон, несмотря на то, что среди обывателей прочно укоренилась понятийная связка «Кипр – оффшор». Почему же Кипр считают оффшором?

Единого мнения, что называть «оффшором» не существует. И все определения сводятся к тому, что оффшор — это свободная от налогообложения зона, некий налоговый рай.

На самом деле оффшор – это юрисдикция, законодательством которой предусмотрена регистрация компаний освобожденных от уплаты местных налогов при определенных условиях.

Основным характерным признаком оффшора является наличие специального корпоративного законодательства, согласно которому регистрируются оффшорные компании. Это , прежде всего , Закон о компаниях в той или иной форме – Business Companies Act, International Business Companies Act, Companies Ordinance. Именно корпоративным законодательством предусмотрена возможность зарегистрировать компанию в форме International Business Company (IBC) или Exempted Company, или Offshore Company, которая освобождается  от налогообложения в обмен на запрет ведения деятельности в стране регистрации.

Освобождение от налогообложения сопровождается и отсутствием требования подачи бухгалтерской и финансовой отчетности в государственные и налоговые органы страны регистрации компании.

Некоторые оффшорные юрисдикции под давлением мирового сообщества уступили требованиям ОЭСР и ФАТФ и ввели обязательства ежегодной подачи бухгалтерской и финансовой отчетности, сохранив при этом основополагающую суть оффшора – освобождение от налогообложения в стране регистрации при условии «отсутствия присутствия»,т.е. при условии отсутствия ведения коммерческой (и некоммерческой) деятельности в стране регистрации. Это, прежде всего, европейские оффшоры — острова Джерси, Гернси, Мэн.

Кипр, как и многие другие Европейские финансовые центры, также внял требованиям ЕС и на законодательном уровне в 2003 году упразднил регистрацию международных компаний (типа IBC). В настоящее время на Кипре не существует разделения на международные (оффшорные) и местные (кипрские) компании. Все компании Кипра регистрируются согласно единому Закону о компаниях Companies Law Cap. 113. Для международного налогового планирования наиболее часто регистрируют компании в форме компании с ограниченной ответственностью (Company Limited by Shares). Все инкорпорированные кипрские компании обязаны подавать регистрационным и налоговым органам ежегодную финансовую отчетность, по результатам которой составляется налоговая декларация и уплачивается корпоративный налог. Иначе говоря, все кипрские компании соблюдают налоговое законодательство Кипра, которым предусмотрена ставка корпоративного налога в размере 10%.

Налоговое законодательство Кипра основывается на принципах резидентности и территориальности, а именно на компиляции этих принципов. Принцип резидентности – основной: резиденты Кипра (компании и физические лица) подлежат налогообложению всех видов доходов, полученных как на территории Кипре, так и за его пределами. Нерезиденты Кипра (компании и физические лица, место проживания или управления которых находится вне территории Кипра) также подлежат  налогообложению на Кипре, но только в отношении тех доходов, которые получены из местных, кипрских источников. К таким видам дохода относятся: доход от постоянного представительства, офиса или профессиональной деятельности, доход от пенсий и заработной платы, доход от коммерческой деятельности на территории Кипра, доход от недвижимости на Кипре, гудвил и др. виды дохода, предусмотренные налоговым законодательством Кипра.

Вводя налоговую реформу, правительство Кипра все же позаботилось о том, чтобы остров не потерял своей инвестиционной и финансовой привлекательности, и в настоящее время налоговое законодательство Кипра является одним из самых либеральных в ЕС, имея ряд преимуществ перед налоговым законодательством других стран, не говоря уже о России и Украине. Все кипрские компании подлежат налогообложению на Кипре по ставке корпоративного налога 10% — одной из самых низких в Европе. При этом от корпоративного налогообложения освобождены доходы от распоряжения ценными бумагами (акциями, облигациями, долями и др.), полученные и выплачиваемые дивиденды и, в некоторых случаях, проценты. Такую же ставку корпоративного налога имеет и Болгария, однако никому и в голову не приходит считать Болгарию оффшором. Почему тогда такое предвзятое отношение к Кипру?

Истоки «оффшорного» отношения к Кипру кроются, прежде всего, в существовавшем ранее налоговом режиме Кипра. Действительно, бизнесменам раннего постсоветского периода Кипр предоставил уникальную возможность ведения бизнеса — практически в безналоговом режиме. Использовались кипрские компании в различных целях и не всегда в соответствии с законом и международной деловой этикой. Действующий до 2003 года налоговый режим Кипра позволял в 90-х годах легко осуществлять операции по переводу средств на счета оффшорных банков без лишних вопросов о происхождении средств, что в некоторых случаях квалифицируется как легализация. Во избежание распространения подобной практики Кипр был отнесен к так называемым «черным» спискам оффшорных зон Украины, России, Белоруссии.

В настоящее время требования банков к раскрытию информации о бенефициарах ужесточились, и сегодня кипрские компании в основном используются для различных целей налогового планирования, защиты активов, построения различного уровня холдинговых и инвестиционных структур, оптимизации финансовых потоков. С принятием Кипром нового налогового режима, одобренного ЕС, страна была вычеркнута из «черных» списков, хотя по привычке в народе продолжает считаться оффшорной.

При работе с кипрской компанией важно не забывать, что ее деятельность, как впрочем и любой иностранной компании, должна быть согласована с законодательством страны ведения бизнеса и с законодательством страны регистрации компании. Невыполнение основных требований законодательства страны регистрации может привести к негативным последствиям, начиная от штрафов и пени,  вплоть до уголовного преследования уполномоченных лиц. Недавнее принятие поправок к Закону о компаниях Кипра повысило уровень организации и ведения бизнеса Кипрских компаний. Если ранее допускалось существование кипрской компании без подачи финансовой отчетности и регистрации в налоговых органах, то с 2012 года все кипрские компании, независимо являются ли они резидентными, должны стать на налоговый учет и получить индивидуальный налоговый номер в течение 60 дней с момента инкорпорации. Обязательство регистрироваться в налоговых органах, а также многие другие факторы корпоративного и налогового законодательства Кипра таким образом нивелируют основания считать Кипр оффшором.

Правительство Кипра способствует развитию финансовой, юридической и бухгалтерской отраслей страны и использует упрощенную систему администрирования налогов. На Кипре отсутствуют ежемесячные (и ежеквартальные) отчеты по налогу на прибыль. Финансовая отчетность и налоговая декларация подаются один раз в год, в отличие от отчетности российских и украинских компаний. Действует система вычета некоторых видов доходов при соблюдении определенных условий. Учитывая обширную сеть подписанных соглашений об избежании двойного налогообложения и льготы при осуществлении сделок с ценными бумагами и корпоративными правами, Кипр предоставляет уникальные возможности для инвестирования. Действующее в настоящее время соглашение 1980 года позиционирует Кипр как наиболее «удобную» для Украины юрисдикцию. И можно смело утверждать, что подписание нового соглашения об избежании двойного налогообложения между Украиной и Кипром, не уменьшит популярности этой юрисдикции для наших соотечественников и в будущем.

Несмотря на то, что по факту Кипр используется как оффшорная юрисдикция, уже несколько лет кипрские компании не являются оффшорными по форме и содержанию, что способствует широкому использованию острова в налоговом планировании не только нашими соотечественниками, но и многими европейцами.

Лана Голян, Директор компании Solano

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс
Нравится